Водометный движитель Виктора Гапонова
Я стоял на берегу Оки, когда внимание привлек странный предмет. Он плыл, преодолевая течение реки и оставляя за собой разбегающиеся в обе стороны волны.
Оказалось, это пластмассовый катер, какой продается в “Детском мире”. Внешне он отличался от обычного только фигуркой рулевого, выпиленной лобзиком из фанеры.
МОДЕЛЬ КАТЕРА С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ В. ГАПОНОВА:
1 — крючок с фиксатором;
2 — пружина;
3 — цилиндр;
4 — поршень;
5 — шток;
6 — балласт (опилки, пропитанные клеем);
7 — руль;
8 — защелка.
Катер проплыл еще несколько метров, остановился. С берега к нему устремился паренек. Меня заинтересовало, что же толкает игрушечный катер с такой силой.
Мое любопытсво усилилось еще больше, когда паренек приподнял свою игрушку над водой. На корме не было гребного винта.
— Твой? – спросил я.
— Мой! – не без гордости ответил хозяин катера, выходя на берег.
— А можно посмотреть, как он устроен внутри?
— Пожалуйста.
Он снял верхнюю крышку вместе с рулевым, открывая внутреннюю полость. Там я увидел длинный цилиндр, упирающийся торцами в нос и корму. Со стороны носа в цилиндр входила длинная стальная проволока с крючком на конце. Приблизительно посередине к стенке цилиндра была припаяна изогнутая пластинка — защелка. А на корму из него выходила маленькая трубочка. За нею располагался руль.
— Цилиндр и есть движитель, — сказал паренек.
— А как он работает?
— По принципу водометных движителей.
— Но водометные движители имеют два входа. В один вода затягивается, через другой с большой скоростью выталкивается. А в твоей модели только одна трубка.
— Верно. Это на мощных теплоходах такие двигатели – они должны работать непрерывно многие часы. А мой работает меньше минуты.
После остановки его нужно зарядить новой порцией воды, как шприц перед уколом. Хотите, я вскрою цилиндр? Дома все исправлю.
Я, конечно, ответил, что ломать такую любопытную модель не стоит.
— Тогда я нарисую прямо на песке.
Он взял в руки щепку и стал рисовать, попутно поясняя:
— Вот цилиндр. Оба торца я запаял заглушками. К одной заглушке припаял трубку — это сопло. К другой — втулку. Сквозь втулку свободно ходит шток с крючком на конце. На противоположном конце штока я нарезал резьбу, навернул гайку. Резьбу зачеканил, чтобы гайка не отворачивалась. На шток надет поршень. Его я выточил в школьной мастерской на токарном станке. Поршень свободно перемещается по штоку, но его перемещения ограничены гайкой и вот этой пружиной. Пружину я подобрал самую жесткую. А работает мой движитель так. Я погружаю корму катера в воду. Поршень в это время под действием пружины находится у сопла. Я освобождаю крючок из замка и тяну за него. Вслед за поршнем в цилиндр устремляется вода. Так я заполняю цилиндр. Зафиксировать поршень помогает эта защелка. Теперь беспрепятственно вдвигаю шток обратно в цилиндр и фиксирую крючок на втулке. Движитель к работе готов. Вот вроде бы и все.
Он встал. Вошел по колено в воду. Заправил движитель, как рассказывал, и, освободив защелку, снова пустил модель вдоль берега против течения.
Прощаясь, я спросил, как зовут юного конструктора.
— Виктор Гапонов, — сказал он и побежал по берегу за катером.
журнал “Юный техник”